Физико-химические свойства моторных масел: подробная таблица с расшифровкой
Выбор моторного масла – это не только поиск нужной спецификации на этикетке. Даже два масла с одинаковыми допусками могут отличаться по своим защитным свойствам. Секрет кроется в физико-химических показателях. Технические эксперты AIMOL подготовили наглядную таблицу, которая поможет понять, какое масло больше подходит под ваши условия.
| № п/п | Наименование показателя | Метод измерения | Объем для МИЦ ГСМ, мл | Влияние показателя на работу двигателя | Типичные значения показателя |
|---|---|---|---|---|---|
| 1 | Кинематическая вязкость при 40°С | ASTM D 445 | 50 | Если вязкость слишком высокая, увеличивается нагрузка на масляный насос, ухудшается подача масла и возрастает расход топлива. При слишком низкой вязкости масло теряет способность создавать защитную плёнку, что может привести к ускоренному износу деталей двигателя. Этот показатель особенно важен для современных двигателей с узкими масляными каналами и турбонаддувом, где стабильная подача масла критична. |
Для моторных масел класса SAE 40 типичные значения кинематической вязкости при 40°C составляют: Минеральные масла SAE 40 → 95–150 мм²/с Полусинтетические масла SAE 40 → 90–140 мм²/с Синтетические масла SAE 40 → 80–130 мм²/с |
| 2 | Кинематическая вязкость при 100°С | ASTM D 445 | 50 | Значения соответствуют требованиям стандарта SAE J300, где нижняя граница для масел SAE 40 составляет 12,5 мм²/с, а верхняя – 16,3 мм²/с. | |
| 3 | Индекс вязкости | ASTM D 2270 | 100 | Высокий индекс вязкости позволяет маслу оставаться достаточно густым при нагреве, предотвращая износ и перегрев двигателя. В холодных условиях масло с высоким VI остаётся текучим, облегчая запуск двигателя и быстро смазывая детали. Если индекс вязкости низкий, масло может загустевать на морозе или становиться слишком жидким в жару, что ухудшает защиту двигателя и снижает его ресурс. |
Для минеральных масел – 80–120 Для полусинтетических масел – 120–140 Для синтетических масел – 140–180 Для высокотехнологичных масел (PAO, эстеры) – 160–200 |
| 4 | Вязкость динамическая CCS | ASTM D 6293 | 120 | Если CCS слишком высока, стартеру сложнее провернуть коленвал, что затрудняет запуск двигателя в мороз. При слишком низком значении масло может стать слишком жидким, ухудшая защиту деталей на холодном старте и увеличивая их износ. | Значения соответствуют требованиям стандарта SAE J300, где для масел класса SAE 5W CCS должна быть не больше 6600 мПа·c при -30°С |
| 5 | Вязкость динамическая MRV | ASTM D 4684 | 50 | Если вязкость MRV слишком высокая, масло загустевает и может не дойти до всех узлов двигателя при холодном запуске, что приводит к “масляному голоданию” и увеличенному износу. Слишком низкое значение может означать недостаточную толщину смазочной плёнки, что снижает защиту подшипников и других деталей. | Значения соответствуют требованиям стандарта SAE J300, где для масел класса SAE 5W MRV должна быть не больше 60000 мПа·c при -35°С |
| 6 | Вязкость динамическая HTHS при 150°С | ASTM D 4683 | 100 | Моторные масла с высоким значением HTHS обеспечивают лучшую защиту от износа, так как они сохраняют смазочную пленку при высоких температурах и давлениях, но при этом не обеспечивают топливную экономичность. Масла с низкими значениями HTHS обеспечивают топливную экономичность, однако образуют более тонкую смазочную пленку, что снижает защиту узлов двигателя. | Значения соответствуют требованиям стандарта SAE J300, где для масел класса SAE 30 нижняя граница составляет 2,9 мПа·c, а верхняя - 3,5 мПа·c |
| 8 | Температура застывания | ASTM D 97 | 50 | На работу двигателя при низких температурах в первую очередь влияют низкотемпературные вязкости - MRV и CCS, а температура застывания лишь косвенно показывает работоспособность масла при низких температурах. При температурах ниже температуры застывания масло теряет текучесть, поэтому стартер не сможет провернуть коленвал и двигатель не запустится. |
Температуры застывания могут отличаться в зависимости от класса вязкости масла, средние показатели: Минеральные масла: от -15°C до -30°C Полусинтетические масла: от -25°C до -35°C Синтетические масла: до -40°C и ниже. |
| 9 | Температура вспышки в открытом тигле | ASTM D 92 | 160 | Влияет в первую очередь на безопасность применения: масла с низкой температурой вспышки при высоких температурах могут воспламеняться, что может привести к повреждениям двигателя. Масла с высокой температурой вспышки как правило обладают лучшей термостабильностью, соответственно, меньше образование отложений. |
Минеральные масла: от 180°C до 220°C Полусинтетические масла: от 200°C до 240°C Синтетические масла: 220°C и выше, иногда до 260°C. |
| 10 | Общее щелочное число TBN | ASTM D 2896 | 20 | TBN указывает на содержание моюще-диспергирующих присадок в масле и характеризует способность масла к нейтрализации вредных кислот и к противодействию отложениям. Высокое щелочное число косвенно указывает на высокий запас свойств по нейтрализации образующихся кислот и защите от отложений. Чем ниже щелочное число, тем хуже масло сопротивляется образованию кислот, что приводит к образованию отложений и коррозии. Однако, обращать внимание стоит на динамику снижения щелочного числа, а не на начальный показатель. | Значения соответствуют требованиям стандартов. Для ACEA A5/B5 нижняя граница составляет 8,0 мг KOH/г, для C3 - 6,0 мг KOH/г |
| 11 | Зольность сульфатная (содержание сульфатной золы) | ASTM D 874 | 50 | Слишком высокое содержание сульфатной золы может приводить к образованию отложений, а также быстрому загрязнению сажевых фильтров, при этом сажевый фильтр не может "выжечь" сульфатную золу, т.к. она представляет собой несжигаемый остаток. Слишком низкая сульфатная зольность может не обеспечивать достаточных моюще-дисперигрующих свойств при работе с топливом низкого качества, что приводит к образованию отложений, коррозии деталей двигателя. | Значения соответствуют требованиям стандартов. Для ACEA A5/B5 верхняя граница составляет 1,6%, для C3 - 0,8% |
| 13 | Испаряемость по NOACK | ASTM D 5800 | 100 | Высокая испаряемость по NOACK приводит к высокому расходу масла на угар вплоть до "масляного голодания", что вызывает плохую защиту от износа, повышенные температуры двигателя, образование отложений. |
Соответствуют требованиям стандартов. Согласно ACEA верхний предел испарямости должен составлять 13% (для ACEA C4 11%). Усредненные показатели: Минеральные масла: в пределах 10 - 15% Полусинтетические масла: 8% - 12% Синтетические масла: 5% - 10% |
Анализ физико-химических показателей моторного масла – это не просто сравнение цифр в таблице, а возможность понять, как именно будет работать масло в вашем двигателе в разных условиях. Знание значений вязкости при высоких и низких температурах, индекса вязкости, щелочного числа и других параметров позволяет осознанно выбирать масло, которое обеспечит оптимальную защиту двигателя, снизит расход топлива и продлит ресурс мотора. Используйте приведенную таблицу как практический инструмент для сравнения и выбора качественных смазочных материалов, ориентируясь не только на спецификации производителей, но и на реальные эксплуатационные характеристики.
